Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

ПОД ФЛАГОМ РЕЗОЛЮЦИИ ООН…

ДИАРЕГИОН

ДИАФИРМА

ДИАДЕНЬ

ДИАГОНАЛЬ

ДИАПРИЗЫ

ДИАКОНКУРС

ДИАПРАЗДНИК

ДИАГРАНД

ДИАРАКУРС

ДИАСАЙТ

ДИАСПОРТ

ДИАКЛУБ

 
декабрь, 2006

ДИАГРАНД

МЕЧТА, КОТОРАЯ СТАНОВИТСЯ ЯВЬЮ

АВАНДИЯ СНИЖАЕТ РИСК ПРОГРЕССИРОВАНИЯ ПРЕДИАБЕТА В СД ТИПА 2 НА 62 %.

В «ДН» № 9 - 2006 мы уже знакомили читателей с крупнейшим в истории исследованием по профилактике диабета, символически названном DREAM, что переводится с английского как «мечта». Похоже, что сейчас, когда преданы гласности результаты этого исследования, давняя мечта всех медиков - остановить процесс повышения концентрации сахара в крови и его последствий - становится явью. Подробнее об этом мы беседуем с заведующим кафедрой эндокринологии и диабетологии Российской медицинской академии последипломного образования, профессором Александром АМЕТОВЫМ.


- Поясните, пожалуйста, Александр Сергеевич: чем важны полученные результаты?
- Начну с вызывающего крайнюю тревогу прогноза Международной диабетической федерации (IDF).
Согласно ему, количество людей с нарушенной толерантностью к глюкозе (НТГ), или стадией предиабета, возрастет во всем мире с предположительно 300 миллионов в наши дни до полумиллиарда к 2025 году. Известно, что не у всех людей, находящихся на этой стадии, развивается диабет типа 2; в то же время широкомасштабные клинические исследования исходов показали, что без медикаментозного вмешательства у 29 -55 % таких пациентов предиабет переходит в СД типа 2 в течение 3-летнего периода. Поскольку второй тип — это прогрессирующее гетерогенное заболевание, совместное действие двух основных патогенетических механизмов — резистентность к инсулину и дисфункция бета-клеток — может значительно осложнить задачу врачам по контролю гликемии.
И все же — реально ли возвести шлагбаум еще на пути нарушенной толерантности к глюкозе, то есть не допустить «выхода на сцену» этого коварного второго типа? На этот вопрос и ответило исследование DREAM, в ходе которого препарат Авандия (росиглитазон) из класса тиазолидиндионов, или инсулиновых сенситайзеров, показал снижение риска развития «диабета пожилых» на 62 % среди людей, имеющих высокий риск заболеть СД типа 2.
Причем, что важно, это статистически значимое сокращение было продемонстрировано при применении росиглитазона совместно с выполнением пациентами стандартных рекомендаций по здоровому питанию и физической активности. Дело в том, что даже очень хороший препарат — все равно не волшебный, и если мы действительно хотим осуществить профилактику, то наиболее значимые результаты могут быть достигнуты в условиях, когда на первое место ставится изменение образа жизни, а затем подключается современная медикаментозная терапия.
- Как же строилось исследование DREAM?
- Это международное, многоцентровое, рандомизированное, двойное слепое исследование, в котором оценивалась возможность росиглитазона (в качестве монотерапии или в комбинации с ингибитором АПФ — рамиприлом) замедлять прогрессирование или предотвращать развитие диабета типа 2.
В течение 3-летнего периода наблюдалось примерно 5300 человек из 21 страны с нарушенной толерантностью к глюкозе или нарушением уровня гликемии натощак. На этой стадии уровень сахара крови выше нормы, но еще недостаточно высок для постановки диагноза СД типа 2.
Пациенты были распределены в группы, принимавшие росиглитазон или плацебо (таблетка-пустышка) и рамиприл, или плацебо с использованием факториального дизайна 2х2; их состояние оценивалось врачом-исследователем каждые 6 месяцев. В течение всего периода изучалось влияние данного метода терапии на первичные параметры эффективности — переход стадии предиабета в диабет или смерть от любых причин. Вторичные конечные точки включали оценку изменения функций бета-клеток и инсулинорезистентности, нормализацию толерантности к глюкозе и уровней глюкозы натощак, а также частоту одного или более сердечно-сосудистых или почечных осложнений.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, с какими показателями подошли к финалу исследования его участники.
- Итак, в отношении первичной конечной точки исследования, включавшей развитие диабета или смерть по любой причине, препарат Авандия, как я уже отмечал, продемонстрировал снижение риска на 62% по отношению к плацебо. У пациентов, принимавших росиглитазон, оказалось примерно на 70% больше возможности восстановить нормальный уровень сахара крови, чем у тех, кто был в группе плацебо.
И еще я бы выделил очень интересный момент из данных DREAM: как и ожидалось, пациенты в группе плацебо с высоким индексом массы тела (ИМТ) — признаком ожирения — имели большую вероятность развития диабета, чем те, у кого этот индекс более низкий. Однако риск развития диабета не повышался в зависимости от ИМТ в группе росиглитазона; следовательно, Авандия может уменьшать повышенный риск развития диабета, присущий ожирению.
В ходе исследования препарат в целом хорошо переносился пациентами. Не было существенной разницы между группами росиглитазона и плацебо в отношении вторичной конечной точки сердечно-сосудистых событий. Чуть большее количество случаев развития сердечной недостаточности наблюдалось в первой группе по отношению ко второй (0,5% против 0,1%), однако все эти случаи эффективно лечились на протяжении исследования. Количество смертей за прошедшие три года оказалось небольшим и без значимого различия между группами. К окончанию исследования средняя масса тела у пациентов на росиглитазоне незначительно увеличилась (2,2 кг) в сравнении с группой плацебо, но это не столь значимый показатель.
Как резюмировал доктор Лоусон Макартни, один из членов руководства английской компании ГлаксоСмитКляйн (GSK) — производителя препарата Авандия, исследование DREAM предоставляет первые доказательства того, что росиглитазон может снизить риск прогрессирования предиабета до диабета типа 2 у пациентов высокой группы риска.
Мы уверены также, добавил он, что долгожданные данные этого исследования приведут к лучшему пониманию СД типа 2 и его лечения.
- Сейчас получено много данных, говорящих о том, что тиазолидиндионы, действующие на уровне патофизиологии заболевания, способны не только компенсировать углеводный обмен, но и создать условия для блокирования механизмов образования макро- и микроангиопатий при диабете типа 2. Каково, Александр Сергеевич, Ваше мнение о препарате Авандия как исследователя и практика?
- Этот препарат обладает высокой избирательностью действия, что обеспечивает прекрасный профиль эффективности и безопасности. Авандия активизирует PPARy рецепторы, которые находятся в периферических тканях, печени и др., и повышает действие собственного инсулина в органах-мишенях, воздействуя на фундаментальную основу диабета типа 2. В добавление к основному, сахароснижающему действию Авандии установлены ее дополнительные свойства — восстановление массы бета-клеток, уменьшение количества висцерального жира, благоприятное влияние на сердечно-сосудистую систему и коагуляционные свойства крови.
Сейчас мы активно изучаем применение росиглитазона в комбинациях с метформином, сульфонилмочевиной и инсулином у больных СД типа 2. У нас запущено несколько работ, и, возможно, в конце 2007 года мы могли бы уже говорить об их результатах. Наиболее перспективной, на наш взгляд, является комбинация росиглитазона с метформином, которая позволяет добиваться максимального воздействия на чувствительность тканей к инсулину как на уровне мышечной и жировой тканей, так и на уровне печени, а также не увеличивает массу тела пациента. В этом плане препарат той же компании — Авандамет (то есть Авандия плюс метформин), регистрации которого мы ждем в нашей стране, позволит решать названные задачи комплексно.
- Каким категориям больных Вы рекомендуете назначать Авандию?
- Это пациенты с СД типа 2, которые еще не получали никаких препаратов и не могут достичь компенсации углеводного обмена лишь немедикаментозными средствами — диетой и физической нагрузкой. Однако, естественно, и те больные, кто уже лечился таблетированными препаратами, могут добавлять ее к получаемому лечению с целью улучшения гликемического контроля.
Авандия, еще раз подчеркну, используется как в монотерапии, так и в сочетании с любыми из известных классов сахароснижающих препаратов, но решение должен принимать только врач.
- Александр Сергеевич, хотелось бы услышать от Вас также о еще одном крупномасштабном исследовании — ADOPT, где в центре внимания вновь оказался росиглитазон.
- Это по сути первое длительное исследование по сравнению долгосрочных эффектов росиглитазона с метформином и сульфонилмочевиной в качестве монотерапии на контроль гликемии и прогрессирование заболевания. Соответственно участники — а их насчитывается 4300 человек с СД типа 2 из Северной Америки, Канады и Европы — составили три группы, в каждой из которых использовался в течение 4 лет один из трех основных классов пероральных сахароснижающих препаратов.
Ставилась задача — добиться целевых уровней контроля, согласно рекомендациям ADA, с титрованием дозы в случае их отсутствия. Примечательно, что оценивается также качество жизни больных диабетом — очень важный параметр, который не должен оставаться вне внимания.
Впервые после знаменитого британского исследования UKPDS, проходившего в конце прошедшего столетия, когда тиазолидиндионы были еще недоступны для применения, делается попытка определить новые стандарты ведения пациентов с СД типа 2, выработать оптимальную стратегию длительного контроля гликемии, чтобы защитить пациентов от прогрессирования заболевания и появления тяжелых осложнений.
На очередном конгрессе IDF в декабре этого года в Кейптауне ожидаются предварительные результаты исследования ADOPT, скорее всего по гликемическому контролю.

 

[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-06. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.